Детский вокал

Уроки вокала для детей    

       
    Начинать обучение вокалу следует, опираясь на индивидуальный уровень развития ребенка, в среднем, с 4 - 7 лет. На первоначальном этапе обучения основная задача педагога - помочь маленькому вокалисту овладеть элементарными приемами пения и при этом не «перегрузить» ребенка учебными заданиями и упражнениями.
     Самое главное - это привить малышу любовь к музыке, творчеству, тягу к самореализации формирующейся личности. Нужно ярко и доступно показать ребенку все лучшее в вокальном искусстве и объяснить, что упорным трудом, увлеченностью и талантом он также способен достичь многого. На этом этапе момент мотивации, психологический настрой помогут ребенку преодолевать первые неизбежные трудности.
     Для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо все упражнения давать в творческой и игровой форме. В настоящее время существует множество методических разработок, впрочем, для творчески мыслящего педагога не составит большого труда придумать собственный сюжет для любого вокального упражнения.
Важно, чтоб на вопрос родителей: «Что вы делали на уроке?» ребенок бы отвечал: «Играли, пели и танцевали». Игры обязательно должны чередовать спокойное и активно-двигательное поведение ребенка.
Надо добавить, что современные педагоги-психологи не рекомендуют заниматься с ребенком 5 - 7 лет одним видом деятельности более 30 минут.
     Для развития чувства ритма следует включить различные части тела ребенка - пусть он хлопает, стучит, топает ногами, бегает и прыгает, строго соизмеряя свои движения с музыкальным ритмом сопровождения. Не следует бояться сразу применять синкопированные ритмы. Доказано, что мозг ребенка активно запоминает все необычное и дети неожиданно легко улавливают изменения в ритме.
     К сожалению, современное телевидение, активно демонстрируя фильмы и передачи на иностранных языках с дублированным переводом, негативно влияет на формирование речи детей. Поэтому почти 50% детей 5-7-летнего возраста имеют дефекты речи.
Следует учитывать, что в этом возрасте связь слуха и голоса ребенка еще не окрепла, поэтому многие дети имеют проблемы с чистотой интонации. Здесь помогут давно известные приемы - пение на удобных для голоса звуках с поддержкой инструмента, пение с педагогом, пение в медленном темпе с осознанием направления движения мелодии, пение скачков-интервалов и так далее.
При работе над верным певческим дыханием следует помнить о его подсознательной природе и не акцентировать внимание ребенка на этом процессе. Можно попросить не поднимать плечи, дышать «в животик», «раздуть ребрышки в стороны», дышать тихо, носиком и т.д. Не следует поручать ребенку контролировать певческий процесс. Вокальное дыхание формируется достаточно долго и в основном успешно у большинства детей.
     Особое внимание хочется уделить репертуару первого-второго года обучения. Важно, чтобы песенки были простыми, разными, смешными или грустными, со знакомыми детям персонажами - животные, игрушки, герои мультфильмов и сказок. В песенке обязательно должно что-то произойти. Избегайте созерцательных песен о природе, либо героически-воинственных. Не пережитые эмоции, непонятный сюжет путают ребенка, снижают эмоциональный настрой и желание двигаться дальше. Пусть песен будет много и вы будете повторять их каждый урок. Особенность детской психики заключается в особой любви к знакомым сюжетам, звукам, словам. Повторяя знакомое, ребенок снимает стресс, настраивается на дальнейшее обучение.

Обучение подрастающего вокалиста

vokal-1.png

      Прошли первые уроки, уже усвоены вокальные основы и Ваш ребенок постепенно переходит ко второму этапу обучения, целью которого является закрепление и развитие его музыкальных способностей. Ребенок переходит от сугубо эмоционального восприятия музыки к образовательному процессу. 

     Главным отличием от первоначального этапа является превращение ребенка в союзника, который способен осознанно совершенствовать свои навыки. Педагог может в доступной форме ознакомить ребенка со строением голосового аппарата, расположением органов дыхания, резонаторами. Ученик должен почувствовать работу своего голосового аппарата и научиться им управлять.
     Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное. Нужно постоянно следить за постановкой корпуса, свободными, опущенными плечами, движением диафрагмы до тех пор, пока верное дыхание не войдет в привычку.
На втором этапе задача педагога — постановка правильного звукоизвлечения. Главная проблема здесь обычно — убедить ребенка «открыть рот». Распространен зажим мышц нижней челюсти, имеющий, в основном, психологическую природу. Собственный пример педагога, работа с зеркалом, постановка рта для единообразного звучания гласных, короткое и активное произнесение согласных, близкое положение сонорных согласных.
     Безусловно важно привить маленькому вокалисту ощущение свободной гортани. Только после постановки всех звуков можно перейти к усвоению особенностей эстрадной манеры звучания.
     Распевая учащегося, педагог неизбежно столкнется с проблемой развития рабочего диапазона. Здесь следует разъяснить понятия регистров певческого голоса. Детям знакомо звучание головного регистра, с него и логичнее начать освоение понятия. Особенности головного регистра — высокий, полетный звук, более точное интонирование.
     Понятие грудного регистра (низкий, сочный, насыщенный звук) дается ребенку в ощущениях и может быть проконтролировано самостоятельно. Обычно у начинающих певцов грудной диапазон мал и требует особого контроля звучания.
Самым сложным в постановке верного звукоизвлечения являются так называемые «пограничные звуки» (звуки диапазона границ переключения регистра). Некоторые педагоги вообще советуют не поднимать тему регистров, тем самым не акцентируя внимание учащегося на переходах. Другие выделяют в особый регистр («речевой») середину диапазона и особую работу ведут над миксованием именно этого участка (от «ми бемоль» до «ля бемоль» первой октавы).
     Рано или поздно певец столкнется с понятием регистра, и лучше, чтоб это произошло осознанно и под контролем педагога. Определив индивидуально границы «переключения», следует мягко, внимательно исследуя ощущения, добиваться плавного, незаметного перехода, что в конечном итоге, является критерием профессионально звучащего голоса. В идеале, певец не должен ощущать ни самих регистров, ни их границ, только в этом случае доступным становится весь репертуар и легче идет работа над его художественной подачей.

Точность вокальных интонаций у детей

vokal_detey.png     Одновременно с упражнениями на дыхание, выравнивание регистров следует постоянно и кропотливо работать над точной интонацией. К сожалению, в современном представлении, филигранная интонация нужна только академическим певцам, эстрадный же вокал якобы может позволить себе неточность интонирования в пользу специфических приемов и красок. Это неправда, ведь необходимость безупречной интонации неоспорима в любом виде вокального искусства!

     Различные исследования доказывают зависимость интонации от нервно-психической деятельности мозга, от координации слуха и голоса, то есть природных данных. Но неоспоримо и то, что интонация поддается воспитанию и тренажу.
К счастью, большая часть музыкально одаренных детей имеют природно-точную интонацию (это как раз и выявляется на предварительном прослушивании), но и они, вероятно, столкнутся со сложностью исполнения интервалов и аккордов. Поэтому на первом этапе обучения желательно, а на втором этапе - обязательно пение ученика в ансамбле.
     Убедившись в том, что ученик усвоил понятие регистров, научился самостоятельно определять границы их звучания, педагог должен добиваться слияния регистров, того, что принято называть «микстом». Учащиеся со «спокойной» мутацией и отсутствием проблем вдыхании могут начинать работу над характерными эстрадно-джазовыми приемами звучания. Особое внимание уделите звучанию первой октавы — свободно, без нажима, плавно переходящий звук в головной регистр при восходящем движении и грудной при нисходящим. Гортань должна быть опущена, скачки следует осваивать постепенно от терции к сексте, ровно, без «провалов».
     Необходимо научить маленького певца разным типам атаки звука. Всего существует три вида атаки звука — мягкая, твердая и придыхательная. При том, что основной является мягкая атака, а твердая и придыхательная — вспомогательными.
Мягкая атака формируется также, как и в академическом пении. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадного джазового пения. Для совершенствования мягкой атаки даются упражнения на дыхание при спокойно, без напряжения сомкнутых связках.
     К концу этого этапа обучения ученик должен ощущать себя вполне самостоятельным певцом, с собственной манерой исполнения, своим вкусом и пристрастиями и пониманием, что многому еще предстоит научиться. Критерием успешного обучения здесь будет пение без явных дефектов, физиологически приятное ученику и эстетически приятное слушателю. В этот период ученик должен иметь репертуар из 5-10 разнохарактерных, а возможно, и разножанровых произведений и активно концертировать!

Использование караоке на уроках музыки в начальной школе

20.jpg

      В конце 70-х гг. XX в. в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность – караоке. Само это название в переводе с японского означает «пустой оркестр». Каким же образом можно использовать караоке на уроке музыки? Прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано.
     Кроме исполнения хором той или иной песни, появляется возможность выбора одного или нескольких солистов, которые будут исполнять сольно запевы куплетов с микрофоном, а припев будет петь весь класс. Это наверняка является мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся модными эстрадными «звездами», особенно привлекательно.
     Еще одним интересным методическим приемом использования караоке на уроке музыки и во внеклассной работе становится конкурсное исполнение – «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет провести такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Два рояля» и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей. Зная особенности применения караоке, а также, имея в школьном кабинете соответствующую аппаратуру, можно успешно применять эту технологию на уроках музыки.
     В небольшом населенном пункте, где всего одна школа, учитель музыки несет нагрузку по выполнению не только педагогической функции, но и просветительской. Посредством активной музыкальной деятельности учащихся осуществляется связь с общественностью. На первом месте, конечно, концертные выступления учащихся. Благодаря новым музыкальным технологиям, детские концерты стали наиболее яркими, профессиональными и увлекательными. За последние годы значительно увеличилось количество детей, посещающих музыкальные кружки. Это связано, прежде всего, с использованием музыкально-компьютерных технологий.
     Но все это еще первые шаги и предстоит многое переосмыслить и сделать, чтобы предмет «музыка» занял свое достойное место в общеобразовательном процессе школы. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль учителя, которого не может заменить ни один компьютер.



Возврат к списку